660947, Красноярский край, ЗАТО Солнечный, ул. имени Главного маршала артиллерии Неделина Митрофана Ивановича, 10а

Влияние взаимоотношений в семье на нарушения поведения у детей и подростков

Семья для ребенка является ближайшим кругом общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром.

Влияние родителей на детей и подростков безусловно и многопланово. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение моделями поведения, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В тоже время семья может выступать и как отрицательный фактор в развитии и воспитании ребенка. В каждой семье имеются свои стили воспитания и условно их можно разделить на два типа: гармоничные и дисгармоничные. Приведем пример нескольких дисгармоничных стилей воспитания в семье, которые могут привести к нарушениям поведения у детей и подростков.

 

 

 

Стиль воспитания Характеристика стиля
 

Потворствующая гипопротекция

Родители уделяют своему ребенку излишне много времени и внимания, удовлетворяя любые его прихоти и желания, при этом отсутствуют требования, запреты и наказания за провинности. Формируется завышенная самооценка, непереносимость трудностей и неспособность преодолевать препятствия, а удовлетворение своих желаний осуществляют любыми способами, в том числе и противоправными.
 

Доминирующая гиперпротекция

Родители устанавливают над ребенком полный контроль, они сами выбирают для него друзей, организуют досуг, навязывают свои взгляды и нормы поведения, осуществляют мелочный контроль за действиями ребенка с жесткой системой запретов. Формируется заниженная самооценка, чувство неполноценности, неумение самостоятельно действовать или принимать решения. Ребенок, стремясь к самостоятельности, убегает из дома, становится неуправляемым, формируется конфликтный тип личности.
Повышенная моральная ответственность Характеризуется завышенными требованиями со стороны родителей к своему ребенку, не соответствующих его возможностям, игнорируются интересы и потребности ребенка, его психофизиологические особенности. Не выдерживая возложенных обязанностей, ребенок избегает всякой ответственности, становится агрессивным к членам своей семьи, испытывает возмущение и ненависть.
Эмоциональное отвержение Родитель отвергает ребенка, испытывает к нему неприязнь и раздражение, часто игнорируя выполнение родительских обязанностей. В данном случае ребенок ощущает, что им тяготятся, что без него в семье было бы лучше. Отвержение может проявляться наравне с жестким контролем, навязыванием надлежащего типа поведения или может сочетаться с недостатком контроля и равнодушием. Подростки проявляют независимость, протест, пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей.
Жестокие взаимоотношения Данный стиль характеризуется физическим насилием, суровыми наказаниями за мелкие проступки. Дети в таких семьях становятся ранимыми и мнительными, они не доверчивы, не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и сами склоны к жестокости.
Гипопротекция Родители уделяют пониженное внимание к детям, мало интересуются их делами и переживаниями. Дети в таких семьях растут бесконтрольными и безнадзорными. Ребенок растет в ситуации вседозволенности, он не способен к самоорганизации, контролю своего поведения.

 

Главное в воспитании человека — дос­тижение душевного единения, нравственной связи родителей с ре­бёнком. Родителям необходимо помнить, что процесс воспитания не осуществляется сам по себе. Поэтому для успешного воспитания нужно прикладывать определенные усилия и постоянно зани­маться самовоспитанием и самообразованием.

Во-первых.  родитель должен принимать ребенка таким, какой он есть, с его проблемами и потребностями. Ребенок должен чувствовать эмоциональную близость с родителями с самого раннего возраста.

Во-вторых, родители должны формулировать для самих себя цели воспитания своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка — это его счастливая, полноценная, творческая, полезная обществу жизнь. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

В-третьих, ребёнок не должен видеть проти­воречий в позициях родителей, обсуждать вопросы воспитания лучше в его отсутствие. Воспитание ребёнка — процесс, развивающийся в рамках семейной жизни и состоящий из постоянно изменяющихся форм взаимодействия. Родители, принимая любое решение, долж­ны на первое место ставить не собственные удобства, а интересы ребёнка.

Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует любовь, уважение, взаимопонимание, постоянство и единство требований. стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание детей будет успешным.

 

Телефон экстренной психологической помощи 8-800-100-34-94

Дата обновления страницы: 06.12.2021

Дополнительное образование МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п. Солнечный

Горячая линия

Краевой семейный финансовый фестиваль

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122